История на стекле

Старинные фотографии можно разглядывать бесконечно. В начале XX века фотографировали на стеклянные пластинки. В нашем Музейно-выставочном центре сохранились стеклянные негативы – хрупкие свидетели, готовые рассказать истории.

img5117[alt:фотопластинки title:фотопластинки]
Фотопластинки

Из истории стеклянных фотопластинок

Изобретение стеклянной фотопластинки было важным шагом к получению качественных и доступных фотоматериалов, позволяющих увеличивать и тиражировать отпечатки (до этого фотографирование производилось на серебряных пластинках).

Наибольшее распространение в фотографии фотопластинки получили во второй половине XIX – начале XX веков. Во второй четверти XX века фотопластинки были практически полностью вытеснены из художественной и бытовой фотографии пленочными фотоматериалами, оставаясь при этом инструментом научной фотографии, например, в астрономии.

img5114[alt:фото на стекле title:фото на стекле]
Фото на стекле

В 1920-х начали распространяться роликовые фотопленки, и пластиночные крупноформатные фотоаппараты стали выходить из употребления из-за хрупкости и большого веса фотоматериала. Оставшаяся аппаратура этих форматов позже была приспособлена к листовой фотопленке, заменившей пластинки в художественной и бытовой фотографии.

Из-за хрупкости стеклянные фотопластинки были не очень удобны. Доставка необходимого количества пластинок к месту съемки осложнялась, а фотоархивы быстро становились неподъемными. Фотограф имел при себе дюжину пластинок в кассетах, и каждая фотография представляла из себя событие. Оперативность съемки была довольно мала, так как перезарядка кассет занимала несколько секунд.

img5118[alt:лодка на озере Большой Вудъявр title:лодка на озере Большой Вудъявр]
Лодка на озере Большой Вудъявр

Главными достоинствами стекла в качестве подложки считаются неизменность формы и долговечность. При архивном хранении фотопластинок процесс старения затрагивает только фотоэмульсию (в отличие от фотопленок, подложка которых теряет эластичность и коробится). Недостатками фотопластинок являются хрупкость и большой вес. В противовес фотопленке, никак не реагирующей на падение и удары, фотопластинки требуют бережного обращения.

Большинство наших фотоархивов на пластинках – оцифрованы. Сложно передать то чувство, когда берешь в руки стеклянный негатив или перебираешь фотографии с изображением гор, природы, людей, рабочих кадров из экспедиций.

img5115[alt:девочка за фортепиано title:девочка за фортепиано]
Девочка за фортепиано

Интересно рассматривать старые фотографии, они как будто погружают в прошлое.

img5113[alt:поселок Кукисвумчорр. Вид на гору Апатитовую title:поселок Кукисвумчорр. Вид на гору Апатитовую]
Поселок Кукисвумчорр. Вид на гору Апатитовую

В наших фондах хранятся фотопластинки, на которых запечатлены стройки фабрики и рудника, городских объектов, тогда еще молодого города.

img5116[alt:кинотеатр «Большевик» title:кинотеатр «Большевик»]
Кинотеатр «Большевик»

Каждая фотопластинка – зафиксированная реальность, мгновение жизни, остановленное для потомков время.

Специалист по ЭВД Ольга Бачища.

Ваш комментарий будет первым